Предполагаемый храм должен стать центром прихода, включающего несколько населённых пунктов: деревню Захарово и посёлок Летний отдых, а также деревни Хлюпино и Шараповка. В этом районе проживает на конец 2011 года около шести тысяч человек.
Выдающейся достопримечательностью этих мест является сама деревня Захарово с воссозданным усадебным домом (построенным заново к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина), где великий русский поэт в весенние и летние месяцы с 1805 по 1810 годы жил с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, сестрой, братом и приезжавшими родителями. В настоящее время дом и парк относятся к музею-заповеднику А.С. Пушкина Министерства культуры Московской области.
Пушкин не раз в своём творчестве вспоминал Захарово… История этого места связана не только с именем поэта. Через Вязёмы и Захарово проходили дороги опустошительных войн: интервенции 1612 года и нашествия языков под предводительством Наполеона в 1812 году. В смутные годы, последовавшие после изгнания поляков и литовцев из Москвы, по окрестным лесам долго, до 1618 года, бродили банды иностранцев. В Отечественную войну 1812 года на территории Звенигородского уезда, куда относилось и Захарово, действовали русские партизанские отряды…
За год до своей гибели Пушкин пишет стихотворение «Странник». Это своеобразная духовная биография поэта, краткая и драматическая история обретения веры. Редкое и символическое посвящение одного из приделов храма Спасителю, открывшему очи слепому, стало бы и рукотворным, и одновременно духовным памятником человеку, которому русская и мировая культура обязана столь многим. Храм, на взгляд заказчика, стилистически должен соответствовать эпохе.
Здание храма видится в стиле русского или московского ампира: большой полукруглый купол, колонны, выносные портики, высокие окна; внутри колонны, хоры (балконы по западной, южной и северной сторонам), вместительный притвор. В притворе — иконная лавка. Из верхнего храма спуск в нижний, расположенный в цокольном этаже. В нижний, крестильный храм, должен быть вход и со двора. В нижнем храме помещения для приготовления крещающихся и для ризницы. Два алтаря, посвященные Спасителю, Господу Иисусу Христу, и святому блгв.в.кн. Александру Невскому, могут быть дополнены и другими алтарями, малыми, расположенными справа и слева от основного.
Храм в Захарово двухэтажный; нижний этаж может быть в высоком цоколе, с окнами и скосами вниз, так что в нижний храм всегда льётся дневной свет. Спуск-вход в нижний храм должен быть и наружным, со двора, но и внутренним, из верхнего храма. Если стоять в нижнем храме лицом к алтарю, то в переднем правом углу должно находиться помещение для Крещения — баптистерий. Его приблизительная площадь — 50 кв.м.
Баптистерий должен отгораживаться от пространства храма частично собирающимися одна за другую деревянно-стеклянными стенками, катающимися по рельсикам в полу. В центре баптистерия — купель из камня со ступенями вниз и с ширмами вокруг купели. Водоотвод предусмотрен по трубе в сухой колодец на территории храма. Внутренний спуск-подъём между нижним и верхним храмами должен находиться в противоположном от баптистерия углу. В баптистерии необходимо предусмотреть и отдельный уголочек за ширмой для приготовления крещающихся. В нижнем храме, ближе к наружному выходу на двор, нужны гардероб и свечная лавка. Нижний храм — однопрестольный. Верхний храм может иметь один главный престол и два маленьких: все на одной линии в одном большом алтаре. Иконостасы будут устроены как одна конструкция, но с учётом трёх посвящений, то есть как три разных иконостаса. Но этот вопрос ещё дискутируемый: возможен и один престол. На балконах-хорах располагается хор. Ризницу можно разместить в алтаре нижнего храма. В верхнем храме должен быть просторный притвор для хорошей иконно-книжной лавки. Выходов на улицу из верхнего храма — три. Боковые выходят под портики с колоннами.
Дом причта — в один или в два этажа. C подвалом для кухни, библиотеки и подсобных помещений. На первом этаже: трапезная, пара комнат для отдыха, санузел, два класса для занятий. На дворе может быть построена часовенка над колодцем, и где-то — уборная для прихожан.
(376)